Воскресенье, 19.05.2024, 11:45
МБОУ "Казацкостепская ООШ"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [17]
Реализация ФГОС [0]
Реализация ФГОС
Главная » Статьи » Мои статьи

Актуальный педагогический опыт Рязанцевой В.И
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опытаУчреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексомДолжность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционалаСтаж работы в должности
Рязанцева Вера Ивановна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Казацкостепская основная общеобразовательная школа» посёлка Казацкая Степь Губкинского района Белгородской oбласти Учитель физики и математики 34 года
II.Сущностные характеристики опыта*
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО)«Интеллектуальное развитие обучающихся посредством домашнего эксперимента и домашних лабораторных работ»
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)Не только получить сумму теоретических знаний по физике, но акцентировать внимание на практическую направленность физики, используя новые методы ,подтолкнуть учащихся к изобретательству, к самостоятельной творческой деятельности.
3. Идея изменений (в чем сущность АПО: в использовании образовательных, информационно-коммуникационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) Идея опыта состоит в том, чтобы развить «спящие» возможности и способности детей, побудить их к самостоятельной деятельности за рамками урока. Сущность состоит: 1. В изменении форм работы; 2. Использование Интернет сети и коммуникационных технологий; 3. В вовлечение в работу по изготовлению простейших приборов; 4. В изобретательской деятельности.
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) В основной школе, когда только введён курс физики в изучение, у детей проявляется огромный интерес к этой науке. Для проведения большинства домашних опытов и эксперимента не требуется особого оборудования, многие опыты можно проводить, используя подручные средства. Риск может быть только в соблюдении техники безопасности. Опыты не столько трудоёмки, но дополнительное время необходимо. Новизна опыта - уход от зубрёшки и непонимания и включение в конкретные практические действия - опыты и домашние эксперименты.
5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) 1. Учитель овладела информационно-коммуникационными технологиями, создала свой сайт для обмена опытом с коллегами. ( http://uchebavera.ucoz.ru) 2. Учащиеся вовлечены в занятия кружка « Юный физик». 3. Наметилась позитивная динамика интеллекта обучающихся, возрос интерес к предмету, учащиеся начали раскрывать свои изобретательские способности. 4. Организована работа с родителями по поддержке начинаний детей 5. Осуществляется обмен опытом среди самих учащихся 6. Расширены масштабы проведения лабораторных опытов и эксперимента в домашних условиях.
6. Результат изменений Прослеживается за 3 последних года рост качества знаний, благодаря: - появившемуся интересу к эксперименту и к изучению физики, - стала больше проявляться самостоятельность и активность, - имеются незначительные шаги в области изобретательства, - учащиеся приучаются к целесообразному труду, - проводя длительные наблюдения, воспитываются и проявляются такие качества, как внимание, настойчивость, наблюдательность. - учащиеся приступили к исследовательским и проектным работам.
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
III. Описание актуального педагогического опыта учителя**
Современный рынок труда переполнен экономистами и юристами, а рабочих профессий не хватает. Молодые люди погружены во всемирную паутину, вечера и ночи проводят в Интернете, а в быту не могут отремонтировать простейшую бытовую технику, не имеют простейших изобретательских навыков, и в целом интеллект находится на низком уровне. А с другой стороны, жизнь требует новейших открытий усовершенствования условий труда, повышения производительности труда, внедрения новых технологий. Это противоречие и побудило вовлечь учащихся в домашний эксперимент по физике, т.е. обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развития школьников и недостаточной сформированностью практических навыков, так необходимых в повседневной жизни. Основное противоречие - не только получить сумму теоретических знаний по физике, но акцентировать внимание на практическую направленность физики, используя новые методы подтолкнуть учащихся к изобретательству, к самостоятельной творческой деятельности. Условием для выбора темы актуального педагогического опыта послужила практическая направленность предмета физика. Реализовать эту направленность можно в том случае, если не ограничиваться рамками урока и не заучивать теоретические основы, а использовать разнообразные приёмы и формы работы: - индивидуальную работу, - консультации способных детей,
- вовлечение учащихся в постановку домашнего эксперимента, - извлечение полезной информации из Интернета. Главная цель опыта - практическое применение знаний, использование их на практике. Вовлечение учащихся в практическую деятельность по проведению домашних опытов и экспериментов и главное - показ их применения в жизни, воспитание и выработка навыков изобретательства. Новизна опыта - уход от зубрёшки и непонимания и включение в конкретные практические действия - опыты и домашние эксперименты. Четыре года подряд проводится Неделя Физики на новом уровне, где учитель намечает её план, а ребята согласуют с учителем и ставят свои опыты, показывают их новизну. Самое главное, чтобы работы учащихся уходили от шаблона, чтобы каждый проявлял инициативу, творчество, развивал свои способности. Пути для использования домашних опытов для развития способностей учащихся вижу следующие: - постоянный методический рост учителя; - использование Интернет – ресурсов; - работа с родителями по поддержке начинаний детей; - обмен опытом среди самих учащихся; - расширение масштабов проведения лабораторных опытов и эксперимента; - соблюдение норм техники безопасности, которое требуется на любом рабочем месте.
IV.Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения опытаМуниципальный уровень.
Форма: - открытые уроки, - доклад, - презентации к внеурочной деятельности.
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адресДиректор МБОУ «Казацкостепская ООШ» Петров С.Л. телефон: 6-04-17 п.Казацкая Степь, ул. Школьная д.2 kactepscool@inbox.ru

МБОУ «Казацкостепская основная общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской области Актуальный педагогический опыт учителя математики и физики МБОУ « Казацкостепская основная общеобразовательная школа» Рязанцевой Веры Ивановны 2012г Содержание: Информация об опыте………………………………………………………… 3 Технология опыта……………………………………………………………… 7 Результативность опыта……………………………………………………… 15 Литература…………………………………………………… . . ……………..17 Приложения к опыту………………………………………………………… 18 Информация об опыте. ТЕМА «Интеллектуальное развитие способностей обучающихся посредством домашнего эксперимента и домашних лабораторных работ» Условия возникновения и становления опыта. Данный опыт возник в сельской школе МОУ «Казацкостепская основная общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской области. Контингент учащихся школы разнороден и представлен разными социальными слоями: 73 процентов родителей – рабочие; 3 процентов - служащие; 2 процента - интеллигенция; 1 процент - предприниматели; 12 процентов родителей не имеют постоянной работы или не работают совсем. Для изучения исходного состояния интеллектуального развития учащихся использовалась методика, разработанная на основе тестов интеллекта Р. Амтхауэра . При распределении учащихся по уровням интеллектуального развития оказалось, что ни один из них не был отнесён к высокому уровню, только у 5 % учащихся класса показатель развития интеллекта был выше среднего, у 0% - средний, у 18% - ниже среднего, 77% учащихся характеризовались низким уровнем интеллектуального развития. (Приложение 2) Данное тестирование позволило выявить особенности интеллектуального развития и способностей учащихся. Результаты показали, что высоким уровнем развития обладают 2 человека, большинство учащихся имеют показатели ниже среднего. ( Приложение 2) Результаты школьного теста умственного развития ШТУР (авторы Акимова М. К., Борисова Е. М, Гуревич К. М., и др.) показали, что учащиеся в большинстве имеют низкий уровень умственного развития (Приложение 3). Приведенные выше результаты можно объяснить следующими факторами: - удалённостью школы от центров культуры; - социумом; - недостаточными потенциальными возможностями традиционного обучения. Этими факторами и продиктован выбор данной темы. Становление опыта осуществлялось в условиях сельской школы в классах с небольшой численностью учащихся, время становления опыта 2008- 2011гг Актуальность опыта. Законом об Образовании предусмотрена существенная реорганизация всей системы школьного образования, в том числе и физического, что приводит к возрастанию объема знаний, которые должны быть приобретены в период обучения в школе, повышает требования к уровню общего образования людей. В связи с этим актуальной стала проблема совершенствования содержания, методов и организационных форм обучения. Необходимо не только сообщить систему научных знаний, но вооружить учащихся целым рядом умений и навыков познавательного и практического характера. Курс физики является важной научной основой подготовки учащихся к труду в сфере материального производства. Однако без эксперимента нет, и не может быть рационального обучения физике; одно словесное обучение физике неизбежно приводит к формализму и механическому заучиванию. Поэтому все действия учителя должны быть направлены на то, чтобы учащийся видел опыт и проделывал его сам, видел прибор в руках преподавателя и держал его в своих собственных руках. Это достигается при выполнении учащимися лабораторного физического эксперимента, когда они сами собирают установки, проводят измерения физических величин, выполняют опыты. [6] Курс физики должен быть направлен на развитие способностей учащихся к исследованию, на формирование умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания, решать прикладные задачи. Развитие творческих способностей личности, решение задач предпрофильной подготовки является главной целью при обучении физике. В связи с этим возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, которые позволили бы решить данную проблему. Одним из путей решения поставленной выше проблемы является проведение обучающимися домашнего эксперимента и домашней лабораторной работы, разработка видов этих работ и инструкций к ним. Выполнение домашних опытов и наблюдений играет особенно важную роль в подростковом возрасте, так как в этот период перестраивается характер учебной деятельности ученика. Подростка не всегда удовлетворяет то, что ответ на его вопрос есть в учебнике. У него появляется потребность получить этот ответ из жизненного опыта, наблюдений за окружающей действительностью, из результатов собственных экспериментов. Вместе с тем школьный курс физики богат описанием опытов, которые приводятся как подтверждение научных предположений, либо, наоборот, требуют теоретического обоснования. В учебниках физики можно встретить непосредственное обращение к жизненному опыту учащихся, к его наблюдениям.[7,8] Таким образом, с одной стороны, возраст подростка требует новых путей получения знаний, а с другой - курс физики располагает большими возможностями удовлетворить и развить этот интерес. Известно, что положительное отношение учащихся к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Домашние опыты и наблюдения, лабораторные работы, экспериментальные задачи и задания учащиеся выполняют охотнее и с большим интересом, чем другие виды домашних заданий. Их знания становятся более осмысленными, глубокими, повышается интерес к физике и технике. Умения наблюдать, экспериментировать, исследовать и конструировать становятся составной частью в подготовке учащихся к дальнейшему творческому труду .[1] Противоречие. Противоречие заключается в том, чтобы не только получить сумму теоретических знаний по физике, но акцентировать внимание на практическую направленность физики, используя новые методы, подтолкнуть учащихся к изобретательству, к самостоятельной творческой деятельности. Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развития школьников и недостаточной разработанностью видов проведения домашнего эксперимента и домашних лабораторных работ. Ведущая педагогическая идея опыта. Сущность опыта заключается в создании различных видов инструкций, описания форм и методов проведения домашних лабораторных работ и домашнего эксперимента в целях развития творческих способностей, изобретательства и интеллекта обучающихся. Длительность работы над опытом. Работу по разрешению противоречия между необходимостью развивать творческие способности обучающихся и их интеллект и недостаточной разработанностью методики домашнего эксперимента разделяется на этапы: 1) 2008-2009 гг. – выявление общего уровня развития личности учащихся. В рамках этого этапа была проведена диагностика умений и навыков по методикам, разработанным ведущими психологами и педагогами. 2) 2009-2010 гг. – определение целей, задач, выбор методов и средств достижения целей. 3) 2010-2011 гг. – становление опыта, оценка и анализ результатов. Диапазон опыта. Организация учебной деятельности по физике в основной и средней школе и консультации в проведении домашнего эксперимента и домашних лабораторных работ. Теоретическая база опыта. Большой вклад в разработку педагогических проблем, связанных с развитием личности, в первую очередь, личности ребенка, подростка, внесли выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги и психологи продолжают теоретически и практически работать над проблемой развития личности в процессе обучения. Развитие интеллекта ребёнка, его познавательной сферы трактуется в отечественной психологии в общем контексте теории развития высших психических функций Л.С. Выготского. Под интеллектуальным развитием понимается качественное изменение психических познавательных процессов : от непроизвольных форм запоминания к произвольным, от наглядно-действенной, наглядно-образной формы мышления к отвлечённой и абстрактно-логической его форме, и переход к теоретическому мышлению. [4] Ещё в древности учителя-философы могли советовать своим ученикам: понаблюдать за природными явлениями, проверить какой-либо закон или гипотезу на практике в домашних условиях. В своей книге "Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике”[8] Покровский пишет о том, что самостоятельные работы учащихся при выполнении различных упражнений являются необходимым этапом усвоения учащимися знаний, развития их мышления, творческих способностей, формирования и развития умений и навыков. Проведение опытов и наблюдений в домашних условиях является прекрасным дополнением ко всем видам классных практических работ. Покровский пишет о том, что учителя должны планировать свою работу так, чтобы прохождение каждой темы, каждого узлового вопроса было обеспечено сочетанием работ теоретических и практических. Ни одна тема не должна быть пройдена чисто теоретически, как ни одна работа не должна быть проделана без освещения ее научной теории. Умелое сочетание теории с практикой и практики с теорией даст нужный воспитательный и образовательный эффект и обеспечит выполнение требований, которые предъявляет нам педагогика.
В своей книге С.Ф. Покровский показал, что домашние опыты и наблюдения по физике, проводимые самими учащимися : 1)дают возможность нашей школе расширить область связи теории с практикой; 2)развивают у учащихся интерес к физике и технике; 3)будят творческую мысль и развивают способность к изобретательству; 4)приучают учащихся к самостоятельной исследовательской работе; 5)вырабатывают у них ценные качества: наблюдательность, внимание, настойчивость и аккуратность; 6)дополняют классные лабораторные работы тем материалом, который никак не может быть выполнен в классе (ряд длительных наблюдений, наблюдение природных явлений и прочее), и 7)приучают учащихся к сознательному, целесообразному труду. [8] «Систематическое выполнение учащимися экспериментальных лабораторных работ способствует более осознанному и конкретному восприятию изучаемого на уроке материала, повышает интерес к физике, развивает любознательность, прививает ценные практические умения и навыки. Эти задания являются эффективным средством повышения самостоятельности и инициативы учащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности” отмечает Иванова, Л.А.в книге « Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики при изучении нового материала» [3]. Новизна опыта. Новизна опыта заключается в рационализации, усовершенствовании видов и объёма домашнего эксперимента и домашней лабораторной работы. Опыт работы по степени новизны можно считать репродуктивно-рационализаторским. Новизна опыта определяется разработкой разнообразных видов и методик проведения домашнего эксперимента с целью интеллектуального развития обучающихся, что обеспечит : - возможность расширить область связи теории с практикой; - развить творческое мышление и способность к изобретательству; - приучить учащихся к семейной исследовательской работе; - приучить учащихся к сознательному труду Технология опыта. Чтобы ученики хотели учиться, необходимо чтобы процесс обучения был интересен для них. Что же интересно ученикам? Для получения ответа на этот вопрос обратимся к выдержкам из книги Горева Л.А. " Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы ”. Вот что он пишет: "Одна из важнейших задач школы - научить учащихся учиться, укрепить их способность к саморазвитию в процессе образования, для чего необходимо сформировать у школьников соответствующие устойчивые желания, интересы, умения. Большую роль в этом играют экспериментальные задания по физике, представляющие по своему содержанию кратковременные наблюдения, измерения и опыты, тесно связанные с темой урока. Чем больше наблюдений физических явлений, опытов проделает учащийся, тем лучше он усвоит изучаемый материал.»[2] Для изучения мотивации учащихся им были предложены следующие вопросы и получены результаты: Что вам нравится при изучении физике? а) решение задач -5%; б) демонстрация опытов -41%; в) чтение учебника дома -4%; г) рассказ учителем нового материала -10%; д) самостоятельное выполнение опытов -46%; е) ответ у доски -4%. Какое домашнее задание вы предпочитаете выполнять? а) чтение учебника -22%; б) решение задач из учебника -20%; в) наблюдение физических явлений -40%; г) составление задач -7; д ) изготовление простых устройств, моделей -11%; На каком уроке вам интересно? а) на контрольной работе -3%; б) на лабораторной работе -60%; в) на уроке решения задач -2%; г) на уроке изучения нового материала -30%; д) не знаю -5%. Анализ ответов показал, что четко фиксируется интерес учащихся к эксперименту. И это неудивительно, так как особенностью физики является ее экспериментальный характер. Поэтому наряду с обычными домашними заданиями - изучением текста учебника, выучиванием правил, законов, решением задач и упражнений - необходимо, чтобы учащиеся выполняли задания практического характера: наблюдение явлений в природе, выполнение качественных опытов, измерений. Впервые домашние опыты и наблюдения по физике стали проводиться в
1934/35 учебном году Покровским С.Ф. в школе № 85 Краснопресненского района города Москвы. Сегодня умелое сочетание теории с практикой и практики с теорией даёт нужный воспитательный и образовательный эффект и обеспечивает выполнение требований, которые предъявляет нам педагогика. Основное орудие обучения физике (ее практической части) в школе - демонстрационный и лабораторный эксперимент, с которым учащийся должен иметь дело в классе при объяснениях учителя, на лабораторных работах, в физическом практикуме, в физическом кружке и в домашних условиях. Обучение физике нельзя представить только в виде теоретических занятий, даже если учащимся на занятиях показываются демонстрационные физические опыты. Ко всем видам чувственного восприятия надо обязательно добавить на занятиях "работу руками”. Это достигается при выполнении учащимися лабораторного физического эксперимента, когда они сами собирают установки, проводят измерения физических величин, выполняют опыты.[11]
Домашние экспериментальные работы и домашние лабораторные работы - простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися дома, вне школы, без непосредственного контроля со стороны учителя за ходом работы. Главные задачи экспериментальных работ этого вида: -формирование умения наблюдать физические явления в природе и в быту; -формирование умения выполнять измерения с помощью измерительных средств, использующихся в быту; -формирование интереса к эксперименту и к изучению физики; -формирование самостоятельности и активности. Домашние лабораторные работы могут быть классифицированы в зависимости от используемого при их выполнении оборудования: -работы, в которых используются предметы домашнего обихода и подручные материалы (мерный стакан, рулетка, бытовые весы и т.п.); -работы, в которых используются самодельные приборы (рычажные весы, электроскоп и др.); -работы, выполняемые на приборах, выпускаемых промышленностью. Для организации домашней экспериментальной работы учащихся можно использовать так называемую мини-лабораторию, в которую входят многие предметы домашнего обихода (бутылочки от пенициллина, резинки, пипетки, линейки и т.п.) , что доступно практически каждому школьнику. Систематическое выполнение учащимися экспериментальных лабораторных работ способствует более осознанному и конкретному восприятию изучаемого на уроке материала, повышает интерес к физике, развивает любознательность, прививает ценные практические умения и навыки. Эти задания являются эффективным средством повышения самостоятельности и инициативы учащихся, что благоприятно сказывается на всей их учебной деятельности Цель опыта - прогнозируемый результат. Домашние опыты и эксперименты, проводимые учащимися, должны: 1. повысить качество обучения и интеллект учащихся; 2. дать возможность расширить область связи теории с практикой; 3. развить интерес к физике и технике; 4. развить творческое мышление и способность к изобретательству; 5. приучить учащихся к семейной исследовательской работе; 6. выработать у них наблюдательность, внимание, настойчивость, аккуратность; 7. дополнить демонстрационный эксперимент учителя и лабораторные работы тем материалом, который не может быть получен в классе; 8. приучить учащихся к сознательному труду. Дидактические цели применения домашних опытов и наблюдений заключаются в повышении качества обучения учащихся, их подготовки к общественно полезному труду, в развитии творческих способностей. Таким образом, домашний физический эксперимент способствует реализации основных функций: обучающей, развивающей, воспитательной, повторительно - закрепляющей и контролирующей. Задачи, способствующие достижению цели интеллектуального развития личности обучающихся посредством домашнего эксперимента и домашней лабораторной работы следующие : – формирование умения наблюдать физические явления в природе и в быту; – формирование умения выполнять измерения с помощью измерительных средств, использующихся в быту; – формирование интереса к эксперименту и к изучению физики; – формирование самостоятельности и активности. Средства достижения цели (Формы организации работы). Требования, предъявляемые к домашним экспериментам. Прежде всего, это, конечно, безопасность. Так как опыт проводится учеником дома самостоятельно, без непосредственного контроля учителя, то в опыте не должно быть никаких химических веществ и предметов, имеющих угрозу для здоровья ребенка и его домашнего окружения. Опыт не должен требовать от ученика каких-либо существенных материальных затрат, при проведении опыта должны использоваться предметы и вещества, которые есть практически в каждом доме: посуда, банки, бутылки, вода, соль и так далее. Выполняемый дома школьниками эксперимент должен быть простым по выполнению и оборудованию, но, в то же время, являться ценным в деле изучения и понимания физики в детском возрасте, быть интересным по содержанию. Так как учитель не имеет возможности непосредственно контролировать выполняемый учащимися дома опыт, то результаты опыта должны быть соответствующим образом оформлены (примерно так, как это делается при выполнении фронтальных лабораторных работ). Результаты опыта, проведенного учениками дома, следует обязательно обсудить и проанализировать на уроке. Работы учащихся не должны быть слепым подражанием установившимся шаблонам, они должны заключать в себе широчайшее проявление собственной инициативы, творчества, исканий нового. На основе вышесказанного можно сформулировать предъявляемые к домашним экспериментальным заданиям требования: - безопасность при проведении; - минимальные материальные затраты; - простота по выполнению; - иметь ценность в изучении и понимании физики; - легкость последующего контроля учителем; - наличие творческой окраски. Домашний эксперимент можно задавать после прохождения темы в классе. Тогда ученики увидят собственными глазами и убедятся в справедливости изученного теоретически закона или явления. При этом полученные теоретически и проверенные на практике знания достаточно прочно отложатся в их сознании. Например, по теме Закон Архимеда учащимся предлагается следующая домашняя лабораторная работа: Приготовьте деревянную палочку (прутик), широкую банку, ведро с водой, широкий пузырек с пробкой и резиновую нить длиной не менее 25 см. 1. Вталкивайте палочку в воду и наблюдайте, как она выталкивается из воды. Проделайте это несколько раз. 2. Вдвигайте банку в воду дном вниз и наблюдайте , как она выталкивается из воды. Проделайте это несколько раз. Вспомните, как трудно вдвинуть ведро дном вниз в бочку с водой (если не наблюдали этого, проделайте при любом удобном случае). 3. Наполните пузырек с водой, закройте пробкой и привяжите к нему резиновую нить. Держа нить за свободный конец, наблюдайте, как она укорачивается при погружении пузырька в воду. Проделайте это несколько раз. 4. Жестяная пластинка на воде тонет. Загните края пластинки так, чтобы получилась коробочка. Поставьте ее на воду. Она плавает. Вместо жестяной пластинки можно использовать кусок фольги, желательно жесткой. Сделайте коробочку из фольги и поставьте на воду. Если коробочка (из фольги или металла) не протекает, то она будет плавать на поверхности воды. Если коробочка набирает воду и тонет, подумайте, как сложить ее таким образом, чтобы вода не попадала внутрь. Опишите и объясните эти явления. [7] Или, например, практические задания по физике можно давать учащимся и на летний период, чтобы использовать богатейшую лабораторию - природу и разнообразные объекты техники, которых нет под рукой во время обучения на уроках в школе. Учителю, дающему летнее задание, не следует гнушаться его простотой и несложностью. Задания, даваемые учащимся на каникулы, должны быть краткими и простыми. Особенно разнообразные задания можно предложить тем ученикам, которые будут купаться и кататься на лодке. Не чувствуя обстановки урока, эти учащиеся с особенным интересом вспомнят о заданиях учителя и с большой охотой будут наблюдать различные явления и проделывать несложные опыты. По- новому будут смотреть они на зеркальную поверхность пруда или озера, в которой отражаются противоположный берег и облака, видя в этих явлениях действие законов отражения и преломления. А как просты и разнообразны опыты по образованию и распространению волн от брошенного в воду камня! Сколько раз учащийся может повторить эти опыты, находясь на мостках пруда. Еще можно предложить ученикам понаблюдать за плаванием тел, за "потерей в весе” по закону Архимеда, за понижением температуры собственного тела при выходе из воды наружу при ветре (теплота парообразования и интенсивность испарения). При плавании на лодке следует обратить внимание учащихся на проявление инерции, когда быстро плывущая лодка с разгона врезается в берег и на проявление третьего закона Ньютона при прыжках с лодки на берег или просто в воду. Или еще пример. Вот учащиеся пересекают речку на лодке. Кажется, маленький факт. Однако и здесь можно обратить их внимание на сложение движений и указать на правило параллелограмма. Задача учителя в организации летних работ и наблюдений состоит главным образом в том, чтобы натолкнуть на мысль, направить, сделать намек. Все остальное добавит их неиссякаемая любознательность. Провести опыт дома легко смогут даже отстающие ученики. Это для них неплохой способ получить хорошую оценку. А почему бы не поставить, ели опыт проведен, результаты описаны, ученик понимает теоретическую часть эксперимента, хорошую оценку? Некоторым ученикам может прийти в голову как усовершенствовать установку для получения более точных результатов. Тут дети вплотную подойдут к творческому поиску. Это положительно скажется на их развитии.[12] Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно. Действительно, человек, увлечённый чем–либо, проявляет значительно больше воли, настойчивости, терпения, упорство в преодолении трудностей, чем тот, который относится к делу без интереса и любви. Методика использования домашних экспериментальных заданий Приступать к систематическому проведению домашних экспериментальных заданий необходимо с 7 класса, включая в них интересные и простые опыты и наблюдения. На начальном этапе учителю необходимо познакомить учеников со структурой и правилами выполнения домашних экспериментальных заданий. С этой целью необходимо объяснить порядок заданий, правила записи результатов, измерений и наблюдений, обратить внимание на технику безопасности, на цель эксперимента или наблюдения, на её формулировку, выводы, полученные из опытов (Приложение 6). На первых уроках физики, когда учащиеся еще не получили необходимых умений, целесообразно дать устный инструктаж. При этом важную роль играет показ учителем приемов выполнения отдельных действий и операций. По мере развития у учащихся экспериментальных умений устное инструктирование сокращается и в дальнейшем прекращается. При этом учитель ограничивается четкой формулировкой задания. Получив навыки самостоятельного экспериментирования, учащиеся могут более активно участвовать в планировании проведения опытов. В этом случае достаточно поставить перед учащимися учебную задачу, а пути ее решения они находят самостоятельно. При изучении темы « Вес воздуха» в 7 классе предлагается следующая инструкционная карта для выполнения домашней лабораторной работы: 1. Измерить длину, ширину и высоту своей комнаты 2. Найти объём своей комнаты по формуле V= abc 3. Определить массу воздуха по формуле m=Vρ 4. Определить вес по формуле P1=mg=1,3*V*10=13V 5. Определить свой вес по формуле P2=m*10 6. Найти отношение n=P1 к P2 7. Что означает это n? 8. Сделать вывод. ( Вес воздуха не так и мал. В комнате размерами 4*4*2,5 воздух весит примерно столько, сколько ребёнок массой 50 кг). Интересен для учащихся 7 класса домашний опыт « Загадочный картофель», который тонет в питьевой воде и всплывает в солёной. Этот опыт даётся после прохождения темы « Плавание тел» в качестве домашней лабораторной работы в дополнение к домашнему заданию по этой теме п.50,упр.25.Приэтом учащиеся получают следующую инструкционную карту: 1.Взять два стакана с водой, наполненных до половины. 2. В одном из стаканов развести 3 ложки поваренной соли. 3. Опустить в каждый из стаканов примерно одинаковые картофелины. 4. Проанализировать полученный результат опыта 5. Сделать вывод. ( Плотность обычной воды меньше плотности картофеля, но плотность солёной воды больше плотности картофеля, поэтому такой результат) В результате домашних лабораторных работ, эксперимента, исследовательских работ у учащихся совершенствуются вычислительные навыки и культура труда, развивается абстрактное мышление, логика, формируются практические навыки. В конечном итоге всё это способствует росту интеллекта обучающихся. В практической деятельности можно предложить выполнение следующих домашних работ и эксперимента. Список домашних лабораторных работ и домашних экспериментов по физике в 7-9 классе. классИзучаемая темаНазвание работ
71.Движение и взаимодействие тел1.Определение пройденного пути из дома в школу.
2.Определение времени затраченного при движении из школы домой.
3.Определение плотности куска мыла.
4.Тяжёл ли воздух?
5. Определение массы и веса воздуха в своей комнате.
7.Определение потерь воды в квартире в случае, пропускающего крана.
2.Работа и мощность1. Вычисление работы, совершённой учеником при подъёме по лестнице.
2.Опредение мощности, которая развивается при подъёме по лестнице.
3.Строение вещества1. Как впитывают влагу различные вещества.
2.Смешиваем несмешивающиеся.
3.Рост кристаллов
4.Давление и закон Архимеда1. Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола.
2.Плавает или тонет?
3. Фонтан Герона
81. Тепловые явления и агрегатные состояния вещества1. Парниковый эффект в банке
2.Вызови тучу
3. Наблюдение за плавлением льда
4.Вызови дождь 5.Расчёт экономии электричества
2.Электричество и магнетизм1. Расчёт экономии электроэнергии
2. Изготовь компас
3.Система электрозащиты. Предохранители
3.Оптика1. Какого цвета небо?
2. Заставь цвета исчезнуть.
91.Колебания и волны1.Исследование механических волн
2. Наблюдение колебаний маятника
3.Орган в бутылке
4. Физические свойства улучшения свойств косметики
. В 8 классе при изучении темы « Электричество» предлагается в обязательном порядке следующая лабораторная работа « Расчёт экономии электричества» В процессе этой работы учащиеся должны: - научиться снимать показания со счётчика, - определять стоимость потреблённой электроэнергии, -провести расчёты по рациональному использованию электроэнергии. При выполнении этой работы вырабатываются навыки бережливости и экономии, разумного потребления электроэнергии, формируются представления о семейном бюджете и жизни в обществе. В процессе таких работ учащиеся не только вырабатывают практические навыки измерений расчётов, но и учатся анализировать, а значит, развивается логика, мышление, а значит в конечном итоге и интеллект. Существенную роль в интеллектуальном развитии обучающихся играет проектная и исследовательская деятельность, так как она позволяет решать очень многие затруднения и проблемы в обучении : низкую мотивацию обучения, низкую познавательную активность, формирование механизмов самореализации личности, низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей. Проектная и следовательская деятельность является составной частью темы опыта. К примеру, девочки 9 класса с удовольствием выбирают тему проекта « Физические свойства улучшения свойств косметики». Они рассматривают с точки зрения физики косметические средства. Выясняют, какие физические основы лежат в получении косметических изделий, какие физические процессы способствуют ее лучшему качеству и , что влияет на потребительские свойства косметики? Изучают использование нанотехнологий при производстве косметики. Интересна исследовательская работа «По определению микроклимата кабинетов» [Приложение №8], где учащиеся определяют, что необходимым условием нормальной жизнедеятельности человека является обеспечение в помещении нормальных метеорологических условий, оказывающих существенное влияние на самочувствие человека. Если человек трудится в нормальных условиях, он способен творить и созидать, а значит и развивать свой интеллект. Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами. Эффективность домашних лабораторных работ и домашнего эксперимента зависит от их методической организации этого процесса, что достигается выполнением следующих требований: 1. Проведение учителем инструктажа перед выполнением учащимися домашней лабораторной работы или эксперимента разъяснение задания, которое им следует выполнить. 2. Восстановление в памяти учащихся запаса знаний, умений, навыков, имеющих непосредственную связь с содержанием предстоящей работы. 3. Постановка задач предстоящего лабораторного занятия, чтобы учащиеся могли их успешно выполнить. 4. Постепенное выполнение работы путем последовательного усложнения заданий. 5. Соблюдение дисциплины и аккуратности, соблюдение правил безопасности, особенно при работе острыми предметами (иглы, скальпель). 6. Доведение домашнего эксперимента и ли лабораторной работы до конца работы учащимися до полного завершения. 8. Фиксирование учащимися в особую тетрадь для лабораторных занятий и домашних экспериментов результатов опытов и наблюдений, трудностей и проблем 9. Уборка рабочего места. 10. Самооценка проведённого эксперимента или домашней лабораторной работы 11.Итоговая беседа в классе о результатах проделанной работы с целью подведения учащихся к пониманию сущности изучаемых явлений должна включать ответы на следующие вопросы: Как проводили опыт? Каков результат опыта? Какие были затруднения в ходе проведения опыта? Почему получился такой результат? Какой вывод можно сделать из опыта? Эти вопросы рассчитаны на логическое обобщение результатов самостоятельных наблюдений и экспериментов, в процессе которых у учащихся формируются понятия, развиваются абстрактное мышление и речь. Только при такой организации учебно-воспитательного процесса самостоятельные эксперименты и домашние лабораторные занятия обучающихся бывают продуктивными и обеспечивают им сознательное и прочное усвоение знаний по физике, развитие интеллекта, творческих способностей, изобретательства. Результативность опыта. В течение 3 лет проводился мониторинг эффективности использования домашнего эксперимента и домашних лабораторных работ по физике в 7 -9 классе. В целях изучения уровня интеллекта использовался классический групповой интеллектуальный тест Р. Амтхауера и школьный тест умственного развития, разработанный авторами ШТУР К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова ( Приложения №2 ,Приложение №3) Сравнительные таблицы результатов теста интеллекта Р. Амтхауэра На начало опыта: КлассВысокий интеллект по Р. АмтхауэруСредний интеллект по Р. АмтхауэруНиже среднего интеллект по Р. АмтхауэруНизкий интеллект по Р. Амтхауэру
95%0%15%80%
80%0%0%100%
70%0%38%62%
среднее5%0%18%77%
Окончание опыта: КлассВысокий интеллект по Р. АмтхауэруСредний интеллект по Р. АмтхауэруНиже среднего интеллект по Р. АмтхауэруНизкий интеллект по Р. Амтхауэру
925%25%25%25%
80%0%0%100%
720%20%40%20%
среднее25%12%33%30%
Групповой анализ ШТУР (школьного теста умственного развития) КлассУровень умственного развития высокийУровень умственного развития среднийУровень умственного развития низкий
7(5чел)20%20%60%
8(2чел)0%0%100%
9(4чел)25%25%50%
среднее18 %18 %64%
Данный мониторинг показал, что в процессе изучения теоретического материала и применения их на практике у учащихся сформировались необходимые учебные умения и навыки, а это одно из важнейших условий повышения качества обучения. Качество знаний обучающихся по классам представлено ниже в таблице: КлассУчебный год
2008-20092009-20102010-2011
725%55%60%
860%50%80%
980%75%50%
среднеее55%60%63%

Средний показатель качества знаний по физике намного выше показателя по школе и по другим предметам. Существенным результатом применения опыта можно считать включение большинства учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Метод проектов, способствует развитию интеллектуальных, коммуникативных и творческих умений, а также помогает становлению таких черт характера, как ответственность, любознательность, целеустремленность, настойчивость, толерантность, умение работать в команде. Без сомнения, проекты являются одним из способов самовыражения ребенка, способствуют его самореализации. Результатом опыта можно считать также рост мотивации к изучению предмета, увеличение количества участников школьной олимпиады (с 3 человек на начало опыта до 11человек на момент описания опыта). В 2011году ученик 7 класса вышел на участие в муниципальной олимпиаде и занял не последнее место. Если коллеги будут применять домашние экспериментальные задания в своей работе, то это положительно скажется на процессе обучения школьников физике и на их общем развитии. Таким образом, для развития интеллекта учащихся, их способностей важны занимательные опыты по физике, проводимые в домашних условиях. Но опыты в физике могут не только иллюстрировать различные физические процессы, но и стимулировать познавательную активность и желание учиться. Значение домашних лабораторных работ и домашнего эксперимента заключается в том, что при его выполнении у подростков вырабатываются такие важные личностные качества, как аккуратность в работе приборами; соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте, в записях, которые делаются во время эксперимента, организованность, настойчивость в получении результата. У них формируется определенная культура умственного и физического труда, развивается логика, абстрактное мышление, формируются навыки анализа, развивается их интеллект. ЛИТЕРАТУРА: 1. Гальперштейн, Л.И. Здравствую, физика!/ Л.И. Гальперштейн. – М.: Детская литература, 1967. 2. Горев, Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы/Л.А. Горев. – М.: Просвещение, 1985. – 15с. 3. Иванова, Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики при изучении нового материала/ Л.А. Иванова. – М.: Просвещение, 1978 – 14с. 4. Каменецкий, С.Е. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы/ С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева – М: Издательский центр «Академия», 2000. 5. Кикоин, А.К. Физика-9/ А.К. Кикоин, И.К. Кикоин. – М.: Просвещение, 1992. 6. Коровин, В.А., Орлов В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика, астрономия/В.А. Коровин. – М.: Дрофа, 2010. 7. Рабиза, Ф.В. Опыты без приборов/ Ф.В. Рабиза. – М.: Детская литература, 1988. 8. Покровский, С.Ф.Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике/С.Ф. Покровский. – М.: Москва, 1963. 9. Перышкин, А.В. Физика-7/ А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2009. 10. Перышкин, А.В. Физика-8/ А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2009. 11. Ченцов, А.А. Вечера занимательной физики/А.А. Ченцов. – Белгород: Квант, 1996. 12. http://ponomari-school.ucoz.ru/index/0-51 ПРИЛОЖЕНИЯ 1. Приложение №1 – Инструкции домашних лабораторных работ и домашнего эксперимента. 2. Приложение №2 – Тест Р.Амтхауера 3. Приложение №3 – Школьный тест умственного развития (ШТУР) и результаты группового анализа. 4. Приложение №4 – Внеклассное мероприятие.
Категория: Мои статьи | Добавил: kazstep (07.09.2012)
Просмотров: 1854 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz