Воскресенье, 19.05.2024, 12:57
МБОУ "Казацкостепская ООШ"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [17]
Реализация ФГОС [0]
Реализация ФГОС
Главная » Статьи » Мои статьи

Рязанцева В.И. " Проблемы и персспективы развития малокомплектной школы"
Рязанцева - статья
 
Проблемы и перспективы развития сельской малокомплектной школы
Рязанцева В.И., учитель математики и физики п. Казацкая Степь, Губкинский район, Белгородская область, Россия
 
        Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко (октябрь 2006 г.), выступая на встрече с научно-педагогической общественностью Дальневосточного федерального округа (г. Якутск, 21.10.2006 г.), говорил следующее: «…Я не говорю о малокомплектных школах. Эта отдельная проблема, иногда боль, иногда возможность, потому что, когда живет в селе малокомплектная школа – живет село. Нам не надо считать, что школа, где меньше 50 учащихся, неперспективна. На самом деле, она может быть самой перспективной, если правильно организуем ее работу» (4). Проблема сельской школы на протяжении всей истории отечественного образования была одной из центральных. Это было очевидно в эпоху, когда Россия была страной крестьянской. С вступлением в индустриальную стадию вопрос о сельской школе оказался вписанным в более широкий контекст - проблему исторической судьбы крестьянства, деревни в целом. С позиций доктрины о стирании существенных различий между городом и деревней перспектива сельского образования прочерчивалась достаточно отчетливо: деревня постепенно усваивает городскую культуру, образ жизни и растворяется в единой системе расселения, сохраняя лишь отличия, признанные несущественными. Сегодня мы знаем, сколь губительными были последствия экспериментов, проводимых с целью реализации этой перспективы (строительство агрогородов, ликвидация так называемых неперспективных деревень и т.п.). Трудности, переживаемые ныне селом, помимо других причин, в значительной мере связаны с последствиями названных преобразований. При определении траектории развития сельских школ современная педагогическая наука и практика управления образованием в сельской местности сталкиваются с серьёзной проблемой, суть которой состоит в том, что практически каждая сельская школа, в силу их значительной территориальной и информационной изолированности, малочисленности педагогических и ученических коллективов, обладает особой, зачастую неповторимой композицией свойств [2]. Специфика опыта работы школы включает своеобразие организационных форм работы, школьных традиций, взаимоотношений между субъектами образовательного процесса, особенности связей школы с семьями учащихся и ближайшим социальным окружением. Специфика опыта работы школы обусловлена особенностями внутришкольного управления, контингента учащихся и педагогов, социальной средой. Рязанцева - статья Изучение накопленного педагогическим коллективом школы опыта позволяет актуализировать позитивный опыт, наметить пути развития достигнутых успехов и преодоления неудач [3, с. 226-229]. При анализе школьный опыт подразделяется на позитивный и негативный, традиционный и инновационный, оригинальный и заимствованный. К позитивному опыту относится педагогический опыт, дающий хорошие результаты в учебно-воспитательном процессе. Негативный опыт составляют недостатки в работе школы в целом и типичные педагогические и управленческие ошибки. Специфические проблемы школы основаны на противоречиях, которые обостряются в процессе её функционирования и развития. Таким образом, с одной стороны, особенности опыта школы во многом определяют своеобразие её проблем, с другой – открытость школы как образовательной системы неизбежно приводит к отражению школой проблем её социального окружения. Результаты проведённого теоретико-экспериментального исследования [4] показал, что к общим противоречиям современного образования на селе относятся следующие противоречия: - между социальной потребностью в повышении качества образования в сельских школах и недостаточным темпом развития образования на селе; - между происходящим в современном общем образовании инновационным процессом и сравнительно низким уровнем внедрения и продуктивности инноваций в сельских школах; - между высокими квалификационными требованиями, предъявляемыми к участвующим в инновационном процессе педагогическим кадрам, и ограниченными возможностями сельских педагогов в повышении профессиональной компетентности. Имеют место и частные противоречия, выявленные в различных сельских школах: - между педагогическими ценностями отдельных педагогов и целями образования, воспитания и развития личности; - между важностью изучения определённых учебных предметов и недостаточной методической подготовленностью учителей, преподающих эти предметы; - между разнообразием используемых в школе новых, интересных форм учебно-воспитательной работы и бедностью содержания образования и воспитания школьников; - между требованиями педагогов и родителей; - между большим объёмом учебной нагрузки и недостаточным уровнем здоровьесбережения участников образовательного процесса и т. д. Проблемы, возникающие в работе сельских школ, весьма разнообразны, их актуальность может снижаться или возрастать, в зависимости от меняющихся условий. Проблемы могут быть обусловлены, Рязанцева - статья например, особенностями контингента учащихся, снижением ценности образования в социуме, усилением конкуренции среди выпускников общеобразовательных учреждений при поступлении в учреждения профессионального образования. При анализе проблем следует иметь в виду, что даже противоречия, общие для нескольких сельских школ, могут породить в разных школах проблемы, существенно отличающиеся друг от друга по масштабности, сложности, остроте, способам разрешения. Так, одно и то же противоречие в одной школе может стать серьёзной проблемой, а в другой – разрешиться сравнительно легко, становясь движущей силой развития школы и выводя педагогический коллектив на новый уровень возможностей. Основные пути развития сельской школы вижу в повышении квалификации педагогических кадров, росте материальной базы учреждения, переходе на иную систему оплаты труда, нежели нормативно-подушевое финансирование, пересмотре показателей социально-экономического развития между учреждениями, укрепление роли структурно-организационных и информационных ресурсов. Структурно-организационные ресурсы – это структуры, которые участвуют в управлении школой и отдельными аспектами её жизнедеятельности, либо так или иначе влияют на функционирование и развитие школы. К внутренним структурно-организационным ресурсам относятся родительские комитеты школы и классов, совет школы, педагогический совет, инновационный совет, совет старшеклассников, методические объединения педагогов, творческие и инновационные группы, органы ученического самоуправления. Внешние структурно-организационные ресурсы – это муниципальные органы власти, местные общественные организации и социальные сообщества. Информационные ресурсы – это информация о школе. Внутренние информационные ресурсы, по мнению Т.В. Черниковой, это знания (психолого-педагогические, предметно-методические, знания о конкретных учащихся и ученических коллективах, о ходе и результатах процессов, осуществляемых школой в целом и каждым сотрудником в отдельности), а также профессиональный и жизненный опыт педагогов, администрации, прочих работников школы. К внешним информационным ресурсам относятся знания и представления о ней в социуме, её имидж, представительское информирование о школьных успехах, достижениях, педагогических новшествах. (4, с.23-29) Ресурсообеспеченность школы может зависеть от её статуса, социально-экономических условий среды её существования, особенностей стратегии управления школой и системой образования в регионе, районе, а также от характера внешних связей школы (в том числе от личных связей директора школы с вышестоящим руководством, государственными, общественными и производственно-коммерческими организациями). Рязанцева - статья Все рассмотренные аспекты специфических особенностей школы взаимосвязаны, их совокупность определяет неповторимые условия функционирования каждой сельской школы. Специфика опыта, проблем и ресурсов школы детерминирует особенности развития школы, поскольку потребности и возможности сельской школы в обновлении также весьма специфичны. Имеющийся в школе опыт и возникшие в процессе её функционирования проблемы формируют в школе потребность развития на основе инноваций. Накопленный опыт работы и ресурсы школы определяют возможности реализации этой потребности. Таким образом, потребности школы в развитии и имеющиеся у нее возможности для развития, рассматриваемые через триаду «проблемы – опыт – ресурсы», предстают в контексте местных условий и позволяют учесть те специфические особенности, которые влияют на инновационные процессы в конкретной сельской школе. В процессе модернизации образования общее волнение и настороженность населения области вызвала идея «подушевого финансирования» и новой системы оплаты труда работников учреждений образования, где, на первый взгляд, очень рельефно вырисовывается катастрофическое положение или «неперспективность» сельских малокомплектных школ. Дело в том, что среди общеобразовательных учреждений школ, где численность учащихся не превышает 50 человек, в области не так уж и мало… На мой взгляд, эту систему оплаты вообще не следует принимать для малокомплектных сельских школ. Ведь это привело к тому, что зарплата уборщицы в школе стала выше зарплаты учителя, имеющего первую категорию. А если так низко опустили престиж учительства, то о каком росте качества знаний и тяге к науке может идти речь? Оптимизация, проведённая в школе, оставила в ней директора, учителей-предметников-совместителей, уборщиц и сторожей. Нет теперь в этих школах ни завучей, ни вожатых, ни ГПД, … При этом роль школы как одного из самых главных селообразующих факторов в условиях сельской местности очень важна. Вывод один: если нам нужна малокомплектная школа и село, то надо её не ущемлять, а развивать во всех отношениях. На мой взгляд, один из самых важных путей развития школы - необходимо вернуть отметку «2», убрать критерий «неуспеваемость» из показателей социально-экономического соревнования между школами. Все об этом умалчивают, но это то самое главное, из-за чего падает интерес к учёбе. Для того, чтобы школа стала социокультурным центром на селе, необходимо, чтобы сельский учитель постоянно повышал свою квалификацию. Но порой учитель не может выехать на курсы в область, по той простой причине, что у него хозяйство и он вынужден выживать в этих диких экономических условиях. С этой целью для сельских учителей- Рязанцева - статья предметников необходимо организовывать выездные курсы на базе «пилотных» школ района. Нынешняя сельская школа в материальном плане отличается от школы 70-х годов прошлого столетия, появились компьютеры и оргтехника, а вот лабораторий для практикумов по физике и химии нет, нет лингафонных кабинетов, нет интерактивных досок и много другого, что выделяется только для школ ресурсных центров и базовых школ. Зачем же тогда говорят высокопоставленные чиновники, что школы финансируются в полном объёме? Пока будет такое разделение, никогда сельская школа не поднимется до уровня городской школы. По закону об образовании все дети имеют равные возможности в получении образования. Поэтому, чтобы решить проблему пополнения материальной базы, приходится работать со спонсорами. Хотелось бы сельскую школу 21 века видеть как школу для всех: это новые учителя, открытые ко всему новому; это центр взаимодействия в конкретной социальной сфере; это современная инфраструктура; это современная система оценки качества образования. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, важнейшими качествами которой становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть жизнеспособным в высокотехнологичном, конкурентном мире. Библиографический список: 1. Реморенко И. Образование на селе: так ли всё безнадёжно? / И. Реморенко – М.: Первое сентября, 2001. – 2с. 2. Репин, С. А. Управление сельской школой на основе системного подхода: монография / С. А. Репин, С. В. Сидоров. – Челябинск: Фрегат, 2006. – 282с. 3. Сидоров, С. В. Инновации в сельской школе: теория и практика управления: монография / С. В. Сидоров; под ред. С. А. Репина – Шадринск: Исеть, 2006. – 266с. 4. Черникова Т.В. Деловое совещание в школе / Т.В. Черникова. – Волгоград: Учитель, 2005. – 74с. 5. http://www.eduhmao.ru/info/1/3754/23544/
Категория: Мои статьи | Добавил: kazstep (07.09.2012)
Просмотров: 2993 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz