Воскресенье, 19.05.2024, 14:39
МБОУ "Казацкостепская ООШ"
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [17]
Реализация ФГОС [0]
Реализация ФГОС
Главная » Статьи » Мои статьи

Шабанова Е.Н. Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников
 Шабанова Е.Н., учитель начальных классов п. Казацкая Степь, Губкинский район, Белгородская область, Россия
Во все времена люди высоко ценили духовно – нравственное развитие и воспитание. В рамках внедрения ФГОС второго поколения разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В концепции говорится: «Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». [1, с.11]
Введение стандартов второго поколения позволило реализовать накопленный многолетний опыт работы по народному творчеству, так как народное искусство является одним из средств воспитания такого идеала. Воспитание через народное творчество – это воспитание у детей культурного воображения, возможность увидеть мир по – новому, формирование активной творческой личности. [4]
Фольклор – народная мудрость, народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Возрастные особенности младших школьников позволяют им через знакомство с фольклором во всём его многообразии и разножанровости понять, какой огромный вклад внёс русский народ в развитие мирового искусства и культуры. Сказки, народные песни, загадки, считалки, пословицы, поговорки, колыбельные песни не потеряли своего значения в наши дни. В них выражены общечеловеческие идеи долга, трудолюбия, чести, совестливости, любовь к родному краю, уважение к себе, мужество, справедливость, милосердие, доброжелательность, уважение к старшим, умение сдержать слово. В сказках все окружающие предметы, явления природы, звери думают, говорят и действуют. И все они сами решают, как им поступить в том или ином случае. Слушая сказку, ребёнок получает урок самовоспитания. Колыбельные песни внушают чувство уверенности, защищённости от беды, ребёнок как бы купается в ласке. Потешки – это школа игры. Главное назначение забавы – приготовить ребёнка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовки, нравственного и эстетического воспитания. Заклички дают возможность детям в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе. Важную роль в духовно-нравственном воспитании школьников играют православные праздники. Именно праздник, являясь частью национальной культуры, помогает в наиболее успешном и активном освоении этой культуры. Праздник - это, прежде всего, радость, новые яркие впечатления, красочность, творчество. Как наиболее эффективное средство педагогического воздействия, праздник создает возможность для формирования эмоционального восприятия мира, основ нравственности, культуры. Православные праздники, обогащая ребенка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времен и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине. Бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой - это важнейшее в воспитании детей. Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков – естественной частичкой бытия. В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками. Педагогический опыт людей закреплен в различных обрядах, связанных с новорожденным, с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи. Можно говорить и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства и русского застолья, уважения старших – все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложившие их основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе народного творчества должны быть интегрированы в разные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.[4] Список литературы:
1. Аникин В.П. Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре.- М.,1991. 2. Данилюк А.Я., А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно -нравственного воспитания личности гражданина России».-URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985 3. Кузнецова Т.Н. Воспитание на традициях народной педагогики. – Издательство Белгородского педуниверситета, 1995.
4. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-384738.html
Категория: Мои статьи | Добавил: kazstep (14.09.2012)
Просмотров: 3095 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz