ОБУЧЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Когда учитель выявляет детей с незаурядными
способностями, то перед ним встаёт вопрос, чему и как их учить, как
способствовать их оптимальному развитию. Он пытается найти и использовать
различные формы и методы обучения.
Специальные
классы, специализированные школы, факультативы,
внешкольные кружки, заочные школы, станции юных техников, биологов – наиболее
известные формы обучения. Немаловажную
роль играет переход на профильное обучение старшей школы. Это ориентировано на
индивидуализацию обучения, что дает ученику возможность реализовать свой
интерес к выбранному предмету, освоить выбранный предмет на более высоком уровне.
Существует две точки зрения на обучение одаренных.
Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать
специальные классы и специальные образовательные учреждения. Согласно другой
точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они
будут изолированы от обычных людей, не научаться общаться и работать с ними. Я
считаю, что если у одаренного ребенка есть возможность учиться в специальной
школе, то он должен ее использовать.
У сельских детей такой возможности нет. Поэтому,
выявив одаренных детей, учитель должен научить их думать и использовать все
возможности для развития их способностей.
Необходимо всячески поддерживать интерес учащихся к предмету. Его можно
поддерживать по-разному: рассмотрением творческих задач, решение которых
предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся, которые могут иметь
один правильный ответ при разных вариантах решений, либо допускают множество
ответов; решением задач практического содержания; историческими экскурсами к
истокам изучаемых вопросов; занимательными элементами урока; проведение
эксперимента, разработка и защита проектов. Интерес формируется и через внеклассные
занятия: факультативы и кружки, цель которых – расширение и углубление знаний
по предмету, развитие способностей. Традиционные предметные недели, олимпиады ,
заседания научных ученических обществ также помогают одаренным детям проявить свои
способности, определиться в выборе приоритетных предметов.
В результате такой работы должна проявиться склонность
к науке, которая определит выбор будущей профессии.
Не смотря на трудности работы с одаренными детьми,
которые задают неожиданные вопросы на уроках, не всегда хотят подчиняться
общим требованиям, каждому педагогу хочется, чтобы такие дети обязательно были
в классе, в котором он работает. Ведь это мощный стимул для саморазвития, веры
в собственные силы.
|